Возрастная консультация в 6 месяцев. Введение прикорма.

Два основные вопроса, которыми задается молодая мама, когда дело касается прикорма – это в каком возрасте и с каких продуктов его начинать.

Рекомендация начинать прикорм в 4 месяца относится к детям на искусственном вскармливании и основана на том, что к этому возрасту они начинают испытывать нехватку полезных веществ, им уже недостаточно того, что содержится в смеси. К ребёнку на грудном вскармливании это не относится. Он получает (и еще долго будет получать) полноценное и сбалансированное питание в виде грудного молока, и прикорм ему вводят, основываясь на других причинах. 

Ведущие здравоохранительные организации мира – ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), Американская академия педиатрии, Ла Лече Лига сходятся в том, что до достижения ребенком возраста 6 месяцев его единственной пищей должно быть грудное молоко.

Примерно в 6 месяцев у ребенка появляется пищевой интерес. Малыш, которого мама берёт с собой за стол, лезет к ней в тарелку, провожает глазами каждый кусок и всячески старается показать, что он тоже не прочь чего-нибудь попробовать. Этот интерес основан не на чувстве голода, ребёнок ещё не знает, что, употребляя пищу, люди насыщаются. Это интерес рефлекторный и является признаком того, что ребенок психологически и физиологически готов к дальнейшему развитию своего желудочно-кишечного тракта. Отличить пищевой интерес от страсти к познанию поможет простой эксперимент – дайте ребенку ложку или салфетку со стола. Если он заинтересованно займется ложкой – ваш малыш еще не готов к введению прикорма, если же он возмущенно оттолкнет ложку и будет продолжать тянуться к пище – это означает появление пищевого интереса.

Последние 30-40 лет стало принято прикармливать детей специальным детским питанием или приготовленной специально для ребёнка, пюрированной пищей.  Этот прикорм называется педиатрическим. Как и всё остальное в педиатрии, он создан для ребёнка на искусственном вскармливании. Почему же пищу для детей начали пюрировать? 

Одним из врожденных рефлексов у ребёнка является рефлекс выталкивания: если что-то твёрдое попадает ребёнку в рот, он начинает это выталкивать языком. Рефлекс призван защищать пищеварительный тракт малыша от попадания в него чего бы то ни было, кроме жидкого материнского молока, пока в кишечнике не созреет достаточно устойчивая микрофлора. К концу шестого месяца она дозревает, рефлекс выталкивания угасает, и ребенок готов осваивать навыки жевания и глотания твёрдой пищи. 

У четырехмесячного искусственника, которому вводят прикорм, рефлекс выталкивания ещё не угас, и научить его жевать и глотать твердую пищу невозможно – поэтому пища пюрируется.  Шестимесячный грудничок в этом совершенно не нуждается.

Подытожим. К шести месяцам у ребёнка, находящегося на грудном вскармливании, заселяется устойчивая микрофлора в кишечнике, угасает рефлекс выталкивания и появляется рефлекторный интерес к пище взрослых. Всё это – признаки готовности организма ребёнка к дальнейшему развитию пищеварительного тракта.

Как же развивается у ребёнка, находящегося на грудном вскармливании, его пищеварительный тракт?

Каждый ребёнок с момента зачатия встраивается в пищевую нишу своей семьи. В его геноме в том числе отпечатана информация и о пищеварительных ферментах, которые вырабатывались у его родителей. Более детально с маминым рационом ребенок начинает знакомиться во время внутриутробной жизни, затем ещё полгода он продолжает это знакомство через грудное молоко.  Таким образом, всё это время его пищеварительный тракт и ферменты готовятся к встрече с той пищей, информация о которой ребенком получена. 

Благодаря этому механизму, ребёнок в Африке к шести месяцам готов к условному банану, у чукчей к вяленой оленине, у китайцев к рису и кузнечикам, а у нас с вами к нашей еде.  Он не готовился к баночкам и коробочкам с детским питанием, к тыкве с кроликом и брокколи, если, конечно, мама это не ест сама.  Племя, в котором родился ребёнок и которое питается определёнными растениями, насекомыми и животными, не будет менять свой пищевой рацион из-за того, что там родился ребёнок. Оно не будет придумывать ребёнку какого-то отдельного питания. Напротив, это биологическая задача самого ребёнка встроиться в пищевую нишу взрослых, в среде которых он родился.  И не стоит усложнять ему эту задачу и сбивать с толку эволюционные механизмы. 

При введении прикорма ребёнку на грудном вскармливании не покупается никакого специального детского питания, ничего отдельно не готовится и не пюрируется. Как мама готовила на всю семью, так и продолжает готовить, а ребёнок получает прикорм из маминой тарелки

Почему прикорм происходит именно из маминой тарелки? Здесь работает ещё один биологический механизм.  Если мама съела картошку с говядиной, в её организме начинают вырабатываться ферменты, которые нужны для того, чтобы усвоить именно эту пищу. Далее картошка с говядиной расщепляется в желудочно-кишечном тракте, а затем уже молекулы этих веществ всасываются в кровь.  Вместе с кровью молекулы питательных веществ и ферменты в сбалансированной концентрации попадают в капилляры грудной ткани, где они проникают в молоко через клетки, выстилающие альвеолы (лактоциты). Этот процесс называется диффузия.  Таким образом, съев вместе с мамой картошку с говядиной и запив всё это грудным молоком, ребёнок получает поддержу своих пищеварительных процессов. Если же он съел пюре из банки – никакой поддержки он не получил. 

На первом этапе мы даём ребенку очень маленькие кусочки, размером с рисинку.  Почему это лучше пюрешек?

Как мы с вами выяснили, к шести месяцам у ребенка угасает рефлекс выталкивания и появляется рефлекторный интерес к пище взрослых. Этот интерес угаснет между девятым и десятым месяцами жизни ребенка. Три-четыре месяца ярко выраженного пищевого интереса даны ребёнку для того, чтобы он научился справляться с твёрдой пищей, чтобы понял, что насыщаться можно не только маминой грудью, но и едой, а также методом проб и ошибок разобрался, когда и сколько ему надо съесть для комфортных ощущений в животе. Больше в рефлекторном интересе смысла нет, он благополучно угасает. Дальнейший интерес к пище будет основан у ребёнка, как и у нас с вами, на чувстве голода: захотел поесть – поел, не захотел – не поел. 

Так вот, если мы на этапе рефлекторного интереса, когда у ребёнка высокая мотивация, даём ему возможность научиться жевать и глотать твёрдую пищу, он делает это очень быстро, аккуратно и успешно. Если же на этапе интереса мы будем кормить его только пюре, то после угасания пищевого интереса, когда мотивация ушла, дети начинают давиться твёрдой пищей. Поэтому мамы часто вынуждены пюрировать ребёнку еду до 1,5-2 летнего возраста, а то и дольше.  

Ещё одна причина, по которой не стоит прикармливать детей пюрированной пищей – это незрелость пищеварительного тракта. В период начала прикорма ребёнок физически не может полноценно усваивать всё, что ест. Например, до 3-4 лет совсем не усваивается грубая клетчатка, к примеру, морковка. Если мы дали ребёнку морковку кусочками, то площадь соприкосновения с желудком и кишечником у этих кусочков минимальна. И, если организм не готов их усвоить, они обволакиваются и выводятся со стулом.  Но своим присутствием в пищеварительном тракте, они простимулировали созревание бактерий и ферментов, которые будут участвовать в переваривании этой клетчатки. Если же мы дадим ребёнку морковку в виде пюре – в этом случае площадь соприкосновения с желудком будет максимальной – пюре обволакивает желудок и ему приходится всасывать то, к чему организм должен был адаптироваться ещё несколько лет. Таким образом, мы нарушаем длительную и постепенную адаптацию пищеварительного тракта к разным продуктам нашего пищевого рациона и оказываем непосильную нагрузку на неокрепший и неготовый к такой нагрузке пищеварительный тракт ребёнка.

Ну и последний, заключительный аргумент в пользу естественного, биологического прикорма.

Когда мы идём по пути педиатрии и начинаем кормить ребёнка детским питанием или специально приготовленной для него пищей, то рефлекторный интерес у ребёнка угасает не через 3-4 месяца, а через 2-3 недели. Почему? Потому, что всё это, во-первых, быстро надоедает ребенку, ибо учиться тут нечему, а во-вторых, это просто невкусно. Если ребёнку неинтересно и невкусно, зачем, спрашивается, он будет всё это есть? Через 2-3 недели ребёнок начинает отворачиваться от ложки, плюётся, ругается и ничего не ест. И вот тут и начинается театр, который мы часто наблюдаем в обществе: кормление детей под телевизор, планшет с мультиками, беготня с ложкой за ребёнком, мама кормит игрушки, бабушка на кухне пляшет, лишь бы отвлечь ребёнка от еды и запихнуть ему в рот ещё кусочек, потому что добровольно он есть отказывается. В результате таких действий у ребёнка с самого начала закладывается отношение к пище, как к чему-то незначительному и неприятному, а к процессу принятия пищи, как к процессу, связанному с постоянным насилием. В результате ребёнок всё детство ест плохо: это он не хочет, это он не любит, это он не ест, только не за стол, только не еда. И у всей семьи возникает проблема – как накормить ребёнка

Но мы можем пойти другим путем и действовать в соответствии с эволюционными механизмами, заложенными в нас природой. В этом случае прикорм вводится в период максимальной мотивации ребенка, основываясь на пищевом интересе, а мы всячески поощряем этот интерес. При введении биологического прикорма, кроме физиологии, учитывается много воспитательных и психологических нюансов, навыками работы с которыми вам поможет овладеть наш куратор. В результате наших грамотных действий в мышлении ребенка закладывается отношение к пище, как к ценному, дефицитному ресурсу, за который всегда есть конкуренция. Наш ребёнок хочет обладать этим ресурсом, относится к нему бережно и уважительно и получает удовольствие от приёма пищи. Если пищевое поведение сформировано правильно, проблема «как накормить ребенка» просто не имеет шансов на возникновение.

Итак, прикорм педиатрический и биологический – это два совершенно различных подхода. Маме нужно принять решение, каким путем она хочет идти. Если выбор сделан в пользу биологического прикорма – наш куратор обучит вас правилам, по которым его следует вводить, и расскажет, какие воспитательные моменты следует обязательно учитывать при вводе прикорма. 

Цена: 6 000 руб.
La Maestra

Обратиться за консультацией

Ступина Марина

La Maestra

Примеры из жизни

Запрос от клиентки «Введение прикорма»

Причина обращения

Елена пользовалась сопровождением своего куратора в течение уже полугода. Она организовывала грудное вскармливание, училась купать и высаживать своего малыша, а также приглашала куратора на возрастную консультацию в 3 месяца. Подойдя к полугодовалому возрасту ребенка, Елена начала искать информацию о прикорме. Обнаружив, что есть два способа введения прикорма: педиатрический и биологический, она затруднилась с выбором. С одной стороны, не хотела кормить ребёнка баночным питанием, а с другой стороны, очень боялась давать малышу твёрдые кусочки из опасения, что он может подавиться. Кроме того, она не очень понимала принципиальную разницу между этими двумя подходами – для чего давать ребенку кусочки, если ему легче глотать пюре.

Ощущения матери

Созвонившись во своим куратором, Елена поделилась с ним своими опасениями. Куратор объяснил, на каких биологических законах основано введение прикорма детям, находящимся на грудном вскармливании, в чем преимущества прикорма пищей, которую ест мама перед специальным детским питанием и рассказал, что существуют признаки готовности ребёнка к усвоению навыков жевания и глотания твёрдой пищи. И если этих признаков ещё нет, значит ребёнок ещё не готов к прикорму и, следовательно, ему не надо давать вообще ничего – ни кусочки, ни пюрешки

Результат работы

После консультации Елене расхотелось возвращаться к баночкам с питанием, и она начала вводить малышу биологический прикорм.

Заказать консультацию

Работа куратора

на первой консультации
Елена решила попробовать биологический прикорм и пригласила своего куратора на консультацию, решив при этом, что если такой прикорм у неё с малышом не пойдёт, она всегда сможет вернуться к педиатрическому прикорму. На консультации Елена своими глазами увидела, как хорошо её ребёнок справляется с твёрдыми кусочками. Из рекомендаций куратора она поняла, что введение ребёнку биологического прикорма преследует цель не накормить малыша, а сформировать у него правильное, уважительное отношение к пище и заложить основу для формирования у него адекватного пищевого поведения.

Запрос от клиентки «Введение прикорма»

Причина обращения

Алла с супругом ведут очень активный образ жизни – много путешествуют по миру, кроме того, у Аллы собственный бизнес, поэтому она часто бывает в командировках. При этом Алла не расстаётся с ребёнком, он ездит вместе с ней. Алла позвонила своему куратору, чтобы узнать, а нельзя ли отложить введение прикорма на несколько месяцев. Ребёнок прекрасно набирает вес на грудном молоке, а ей предстоит несколько поездок с ребёнком, и она с трудом представляет, как организовать процесс прикорма в командировке, ведь нужно будет столько с собой везти. Кроме того, ей совершенно некогда будет заниматься постепенным введением сначала овощей, потом каш и т.д. Узнав про биологический прикорм, при котором нет никакой необходимости кормить ребёнка детским питанием, в 6 месяцев Алла пригласила своего куратора на консультацию по введению прикорма.

Результат работы

Алла успешно ввела биологический прикорм. Она и ее семья оценили удобство этого метода, который никак не ограничивает их передвижения по миру и не мешает жить привычной им жизнью с одной стороны, а с другой – наблюдая, как их малыш, взрослея, заинтересованно и с аппетитом уплетает привычную им пищу с общего стола и прекрасно себя чувствует.

Заказать консультацию

Работа куратора

на первой консультации
  • куратор рассказал Алле, по каким законам природы развивается пищеварительный тракт ребёнка;
  • объяснил, почему не стоит кормить малыша готовым баночным пюре;
  • дал рекомендации, как и по каким правилам вводится прикорм ребёнку, находящемуся на грудном вскармливании;
  • показал, как давать твёрдую, жидкую и пюрированную пищу; 
  • предупредил, как будет меняться пищевой интерес ребёнка в ближайшее время, рассказал, как поддерживать этот интерес и не испортить его;
  • рассказал об изменениях в грудном вскармливании в период введения прикорма;
  • также на консультации были затронуты вопросы особенностей поведения ребёнка в 6-ти месячном возрасте, его изменяющиеся потребности и интересы.

Запрос от клиентки «Введение прикорма»

Причина обращения

Марина педиатр. Первого ребёнка выкормить грудью у неё не получилось. На втором месяце уже была введена смесь и к 4-м месяцам грудное вскармливание закончилось. Ожидая второго ребёнка, Марина начала интересоваться вопросами грудного вскармливания, потому что была серьезно настроена бороться за полноценное грудное вскармливание второго ребенка. Анализируя доступную информацию, она поняла, что ей не хватает медицинских знаний для того, чтобы организовать этот процесс правильно, поэтому пригласила куратора по материнству. В результате второй ребёнок к 6-ти месяцам был на грудном вскармливании. В полгода Марина начала вводить ребёнку прикорм. Конечно, это был прикорм педиатрический. Марина сразу же столкнулась с проблемой: на любую банку любого продукта любой фирмы сын выдавал аллергическую реакцию: у него становились пунцовыми щеки и начинались запоры. Через месяц Марина повела ребёнка к аллергологу. Врач сказал, что у нее ребёнок-аллергик (хотя все 6 месяцев грудного вскармливания Марина не соблюдала никаких диет и аллергических реакций у ребёнка никогда не было) и кормить его пока можно только геркулесовой кашей на воде без сахара и печёным яблоком без сахара, что Марина и честно попыталась сделать. Но ребёнок плевался, ругался и ничего не ел. На 8-м месяце, видя, что ребёнок по-прежнему отказывается от еды, Марина начала интересоваться: а как прикармливали детей раньше? Ведь человечество как-то умудрилось дожить до 20-го века без детского питания, значит, способ должен быть.

Результат работы

Вскоре к ребенку вернулся интерес к еде и с этого момента никаких аллергических проявлений у него больше не было (и нет по сей день, а ему уже 12 лет). Своего третьего ребёнка Марина даже не пыталась кормить пюрешками.

Заказать консультацию

Работа куратора

на первой консультации
Получив консультацию куратора по введению биологического прикорма и коррекции пищевого поведения ребёнку на грудном вскармливании, Марина начала кормить сына из своей тарелки, ничего для него специально не готовя и не пюрируя.